1.Что такое независимая
оценка качества образования
Независимая оценка качества
образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении
деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных
программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:
- потребностям физических
лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей
несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и
дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних,
обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им
содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ,
соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения
уровня результатов освоения образовательных программ;
— потребностям юридических
лиц (в том числе самой образовательной организации) в части
определения качества реализации образовательных программ, необходимых
корректировок этих программ по итогам экспертизы;
— учредителя, общественных
объединений и др. в части составления рейтингов , других оценочных процедур для
последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на
повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных
программ».
2. Объекты, инициаторы и
заказчики независимой оценки качества образования.
Объектом независимой оценки
качества образования могут быть:
образовательные программы,
реализуемые образовательными организациями;
условия реализации
образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
результаты освоения
обучающимися образовательных программ;
деятельность органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление
образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего
функционирования и развития образования.
Независимая оценка качества
образования осуществляется по инициативе:
органов управления
образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
органов местного
самоуправления;
учредителя,
руководства образовательных
организаций,
общественного совета при
региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
региональной общественной
палаты;
юридических или физических
лиц,
родителей,
общественных объединений;
граждан при обращении с
соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие
процедуры.
В качестве заказчиков
процедур независимой оценки качества образования могут выступать:
органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления;
общественные советы,
общественные объединения, региональные общественные палаты;
учредитель образовательной
организации;
руководитель
образовательной организации;
педагогический работник
образовательной организации;
родители обучающихся;
обучающиеся старших
классов.
3. Перечень нормативных
правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития
системы независимой оценки качества образования
Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95
«Независимая оценка качества образования»);
- Федеральный закон от 4
апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2
статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно
значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений,
органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения
наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения
национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации,
конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов
развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
1) привлечения граждан и
общественных объединений к реализации государственной политики;
2) выдвижения и поддержки
гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на
реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и
общественных объединений»);
- Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить
формирование независимой системы оценки качества работы организаций,
оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности
работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);
- постановление
Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании
независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные
услуги»;
- постановление
Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об
образовательной организации»;
- постановление
Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования»;
- распоряжение
Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане
мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы
организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;
- Государственная программа
Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
- приказ Минобрнауки России
от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования
образовательной организации»
- приказ Минобрнауки России
от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана
мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы
организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р».
В качестве
инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах
работы образовательной организации рекомендуется использовать письмо
Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных
докладов».
—«Методические рекомендации
по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области
образования, федерального государственного контроля качества образования в
образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»
(Приложение к письму Рособрнадзора от 16.07.12 № 05-2680).
НОКО (независимая оценка
качества образования)
— Методические рекомендации
по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утв. зам. Министра
образования и науки РФ 01.04.2015);
Методические рекомендации
по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. зам. министра
образования и науки РФ А.Б.Повалко 15.09.2016. №АП-87/02вн
Федеральное
законодательство:
1. Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95
«Независимая оценка качества образования»)
2. Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики»
3. Постановление
Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном
сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
4. Постановление
Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
5. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р О плане мероприятий по формированию независимой
системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на
2013-2015 годы
6. Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295
7. Приказ Минобрнауки
России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования
образовательной организации»
8. Федеральный закон
от 21 июля 2014 г. №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества
оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны
здоровья и образования»
9. Приказ Минобрнауки
России от 5 декабря 2014 г. N 1547 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ОБЩИЕ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Методические
рекомендации:
1. Методические рекомендации Минобрнауки России по
формированию независимой системы оценки качества работы образовательных
организаций (письмо Минобрнауки России органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования от 4 февраля 2013 г. №АП-113/02)
2. Методические рекомендации Минобрнауки России по
проведению независимой системы оценки качества работы образовательных
организаций (утв. заместителем Министра образования и науки
Российской Федерации А.Б. Повалко 14 октября 2013 года)
3. Методические рекомендации по проведению независимой
оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ от 1
апреля 2015 г.)
Результаты независимой оценки качества оказания услуг МАДОУ «Уральский
детский сад» можно
посмотреть в специальном разделе на ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ для
размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях